Tree
Бонсай - направления и стили создания карликового ландшафта

Стили бонсай для создания карликового ландшафта.

В Японии искусство создания миниатюрного пейзажа подразделяется на два принципиальных направления:

пейзаж, который состоит только из камней и песка – называется «суйсэки»;

пейзаж, который включает в себя кроме камней и песка, карликовые деревца, мох и траву - «бонсэки».

Среди последних, многокомпонентных ландшафтов, существует также два направления - поднос с одним деревом – называется «бонсай», поднос с несколькими деревьями (иногда разного сорта) – называется «сэнкай».

Если мы говорим исключительно о «бонсай», то здесь также имеются два направления - классическое направление называется «котэн», более авангардное, неформальное – называется «будзин».
Традиционно существует несколько направлений имеющих принципиальное значение в формообразовании бонсай: прямые формы, воздушные формы, характерные формы, так называемые «литературные» формы, скальные формы, метельчатые формы, в форме лесочка и некоторые другие.

Как пример можно привести несколько описаний стилей в «прямом» направлении формообразования. В том числе:

Чоккан – буквально «прямой ствол» - прямой, вертикальный ствол; выращивается преимущественно самостоятельно; равномерный свет, равномерно распределённые питательные вещества, направление против ветра.

Майоги – буквально «форма дерева» - «свободная прямая форма» - лёгкий изгиб от корней до верхушки, вид дерева стабильный. Крона должна иметь узнаваемый ясный треугольник.

Кабудаши – буквально «стоящий на пне». Представляет собой несколько стволов, которые по кривизне и прямоте друг от друга не отличаются, но могут быть, как чоккан-стиль, так и мойоги-стиль.

Сёкан – буквально - «двойной ствол» - вариант многоствольного бонсай (кабудаши) в Японии называется «Отец и сын». Здесь «отец» - толстенький ствол, а «сын» - тоненький. Построение остроугольной кроны играет большую роль. Есть вариант «папа, мама и сын» «тройной ствол»(санкан) с тремя стволами.

Нетсуранаги – ползучая форма.

Всего существует 34 стиля построения бонсай, которые отличаются между собой не только формой ствола, кроны, величиной деревца и количеством деревьев, но и композицией и пропорциями между деревцем, подносом и земляным холмом.

На Западе под словом «бонсай» понимается исключительно бонсай-дерево. Бонсай, как взгляд на природу и представление о мироустройстве, сократился до формообразования и эстетики. Бонсай - дерево считается предметом искусства, когда маленький росточек сажается в сосуд для выращивания растений; подстригается регулярно, поддерживая определённую форму; когда подстригаются до пропорциональной величины не только крона, но и корни; подстригаются не только корни и ветки, но и листья; а также дереву придаётся определённая форма с помощью перевязывания растения проволокой.

Таким образом бонсай вырастает желаемой формы и является, как выше указано, произведением искусства. Во многом формообразование в этом жанре происходит под влиянием принципов «Ваби» и «Саби» Дзен-Культуры – частично отвечая конфуцианской и отчасти тайской системе красоты – китайской классической живописи.

В Японии бонсай ставится в саду или в «Токонома», определённой нише в доме и при хорошем уходе живет столетиями.

Разделы: 

Добавить комментарий